Раздел I. Развитие ощущений и восприятия.
Основные требования.
Учащиеся 1 – го класса должны:
знать названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
знать названия основных размеров: длина, ширина, высота;
знать название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей;
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
сравнивать предметы по размерам;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
сравнивать предметы по характеру материала: гладкий, шершавый,
прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Учащиеся 2-го класса должны:
различать звуки окружающей действительности по высоте, силе, тембру;
различать все основные цвета, их сочетания и оттенки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, коричневый, фиолетовый, черный, белый, голубой, розовый, малиновый;
сравнивать более сложные по форме предметы (не только сами предметы, но и их изображения);
сравнивать материалы, из которых сделаны предметы и свойства, которыми они обладают
(мяч деревянный и мяч резиновый);
различать геометрические фигуры и тела: прямоугольник, шар, куб; уметь изображать отдельные простые предметы и объекты в виде плана, ориентироваться на плоскости в пространстве;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации.
Учащиеся 3-го и 4-го классов расширяют и закрепляют умения и навыки, полученные в 1-2-м классах. Особое внимание должно уделяться тренировке аналитического восприятия (процессу расчленения целого на части):
3-й класс:
анализ конкретного предмета;
система анализа конкретных предметов, сделанных человеком; · анализ предметов природного мира.
4-й класс:
выделение главного, существенного в сложном целом (анализ слова, предложения, состава числа, смысла прочитанного).
Раздел II. Развитие пространственного восприятия.
Основные требования.
Учащиеся 1-го класса должны:
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, первая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
знать отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за.
Учащиеся 2-го клacca должны:
знать единицы времени: неделя, час;
определять время по часам с точностью до 1 часа.
Учащиеся 3-го клacca должны:
знать единицы времени: год, месяц, сутки, минута;
определять время по часам с точностью до 5 минут;
Учащиеся 4-го класса должны:
знать единицы времени и соотношение между ними:
1 минута - 60 секунд;
1 месяц - 28,29,30,31 суток;
1 год – 12 месяцев.
определять взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения);
знать названия месяцев и их последовательность;
ориентироваться в пространстве времени (прошедшее, будущее).
Раздел III. Развитие памяти.
Основные требования.
Учащиеся 1 –го класса должны:
запоминать несколько предметов (2 - З) и порядок их размещения;
выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции 1 - 2 мин);
выполнять определенное задание по словесной инструкции, удерживаемой в памяти (1 - 2 позиции);
удерживать в памяти 3 - 5 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
играть в 1 - 2 игры по теме.
Учащиеся 2-го класса должны:
запомнить несколько (3 – 5) предметов и порядок их размещения:
выполнять определенное задание по образцу (время экспозиции (30 сек - 1 мин), удерживаемой в памяти;
выполнять определенное задание по сложной инструкции, удерживаемой в памяти (2 – 3 позиции);
удерживать в памяти 5 - 7 слов, предметов, цветов, событий и т.д.;
играть в 1 - 2 игры по теме.
Учащиеся 3-го и 4-ео классов должны:
запоминать до 10 предметов и порядок их размещения;
выполнять определенное задание по словесной инструкции (без опоры на образец), удерживаемой в памяти (5 - 7 позиций);
удерживать в памяти 10 слов, предметов, событий и воспроизводить их спустя 30-40 мин;
воспроизводить (устно и письменно) короткие рассказы после прослушивания и самостоятельного чтения;
придумывать логическое окончание начальным (готовым) рассказам;
играть в 3 - 5 игр по теме.
Раздел IV. Развитие воображения.
Основные требования.
В процессе курса можно продолжить работу, используя игры и игровые упражнения для развития:
1-2-е классы - наблюдательности (т. е. способности подмечать в исследуемом объекты многообразие деталей, свойств, сторон, качеств);
З-й класс - расчлененности (т.е. способности видеть объект в многообразии его признаков, наличия нескольких точек зрения на объект);
4-й класс - способности к сравнению (т.е. к сопоставлению предметов и явлений, установлению их сходства и различия).
Раздел V. Развитие мышления.
Основные требования.
Учащиеся 1 -го класса должны:
анализировать несложные формы объектов;
устанавливать несложные типы связей между отдельными формами, объектами, явлениями или их признаками;
строить умозаключения (с помощью взрослого);
конструировать (по образцу) простейшие объекты;
решать простейшие логические загадки и задачи;
проводить отбор и простейшую классификацию предметов.
Учащиеся 2-го класса должны:
анализировать формы объектов, пропорции и размеры их частей; · устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками;
самостоятельно строить умозаключения и выводить простейшие закономерности на основе анализа и синтеза;
конструировать по словесной инструкции или по собственному замыслу знакомые объекты;
решать логические загадки.
В 3-4-х классах помимо развития данных сторон мышления, развиваются:
Критичность,
Основы логического познания,
Решение творческих задач разного вида.
Раздел VI. Развитие внимания.
Основные требования.
Развитие произвольного внимания умственно отсталых школьников и детей с ЗПР следует рассматривать в тесной связи со всей их учебной деятельностью. Внимание, как активное состояние психической деятельности, проявляется внутри тех процессов, как восприятие, воображение, мышление. Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми необходимо развивать такие свойства внимания, как:
Объем;
Концентрация;
Распределение;
Переключение;
Устойчивость;
при постановке и решении посильных задач. Предлагаемые учащимся игровые задания и упражнения должны постепенно приобретать характер учебной деятельности, способствовать увеличению объема внимания 1-2 объектов в 1 класса, до 5-ти объектов к концу 4-го класса.